Годовой отчет за 2016 год

 ГОДОВОЙ ОТЧЕТ

Бюджетного учреждения Республики Алтай

«Республиканский дом-интернат для престарелых и инвалидов №3»

2016 год

     В условиях масштабных социально-экономических преобразований и старения российского общества реабилитация пожилых людей и инвалидов приобретает особую остроту и актуальность. Главное место в решении этой задачи отводится стационарным учреждениям социального обслуживания населения, спецификой которых является проживание людей с особой тяжестью в состоянии здоровья.

     Бюджетное учреждение Республики Алтай «Республиканский дом- интернат для престарелых и инвалидов №3» является социальным стационарным учреждением,  предназначенным для постоянного проживания инвалидов, и престарелых граждан по состоянию здоровья, нуждающихся в постоянном постороннем уходе, бытовом обслуживании и медицинской помощи.

На сегодняшний день в интернате работают 3 отделения:

  • Геронтологическое отделение для размещения граждан пожилого возраста;
  • Отделение милосердия для граждан пожилого возраста и инвалидов, утративших способность к самообслуживанию и (или) передвижению;
  • Отделение для умственно отсталых детей.

 

Статистическая информация показателей работы

На 1 января  2017 г. в интернате проживает 124 человека из них:

  • 112 взрослых
  • 12 детей с тяжелыми формами инвалидности.

 

Показатель движения получателей социальных услуг за 2016 год:

  • Поступило – 35 человек /12 женщин, 23 мужчин/, переводом из ДПИ №4 – 3 человека, ПНИ – 3 человек, из дома – 25 человека, 4- без определенного места жительства /БОМЖ/.
  • Выбыло – 20 человек – /3 в ПНИ, 1 в ДПИ№4, 16 по месту проживания /дом//
  • Умерло – 18 чел. С учетом анализа причин смертности по возрастному составу выясняется, что смертность граждан в возрасте 70-80 лет составляет 80%. Основные причины смертности – старость.
  • 6 человек проживали по договору временного пребывания

Количество обслуженных,  за период февраль-декабрь 2016г. – 150  взрослых , 16 детей

Количество оказанных социальных услуг:

  • социально-бытовых – 61509,
  • социально-медицинских – 5766,
  • социально-психологических – 832,
  • социально-педагогических – 3119,
  • социально-трудовых – 3388;
  • социально-правовых – 40
  • услуги в целях повышения коммуникативного потенциала – 3590.

 Медицинская реабилитация

     Для оказания квалифицированной медицинской помощи и проведения реабилитационных мероприятий учреждение имеет лицензию и сертификат на право занятия медицинской деятельностью, а так же необходимую материальную базу: процедурный кабинет, 2 медицинских круглосуточных поста, 2 изолятора /взрослый, детский/, кабинет лечебной физкультуры, массажный кабинет, автоклав, дизкамера, ординаторская.

     На основании приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ в 2016 году было проведено углубленное диспансерное обследование проживающих /35 человек/, охват профилактическими прививками составил –  41человек.  

     Учитывая преклонный возраст и состояние здоровья обслуживаемых граждан учреждения, в рамках медицинской реабилитации: оказывается стационарная и консультативная помощь лечебными учреждениями здравоохранения, проводятся углубленные медосмотры, лабораторное и диагностическое обследование, специализированная медицинская помощь. Регулярно проводятся врачебные обходы проживающих, осуществляется круглосуточное медицинское дежурство, выполняются все врачебные назначения. Все проживающие по мере необходимости консультируются узкими специалистами.

     Проводится работа по выявлению пациентов с артериальной гипертонией и их динамическому наблюдению. Больные ОНМК госпитализируются в первые часы, с пневмонией в первые сутки обращения. При заболевании проводится госпитализация в республиканскую больницу.

     Для обеспечения предоставления комплекса оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий,  направленных на восстановление нарушенных или утраченных функций организма, способностей инвалида к выполнению определенных видов  деятельности, ведется работа по оформлению индивидуальных программ реабилитации и обеспечению техническими средствами реабилитации.

     Во взаимодействии с Управлением Фонда социального страхования в текущем году организовано обеспечение проживающих техническими средствами реабилитации (TCP) в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалида (ИПР),  80 инвалидов БУРА ДПИ№3 получают различные TCP, в т.ч. абсорбирующее белье и памперсы, что составляет около 70% от числа всех клиентов учреждения.

     Основной процент проживающих имеют инвалидность – пожизненно. Переосвидетельствование и освидетельствование  на группу инвалидности /в основном  вновь поступивших/ осуществляется сотрудниками интерната  через МСЭК. На 1 декабря 2016 г. признаны инвалидами /107 взрослых и 12 детей-инвалидов/, из них имеют ИПР – 107 человек. От социального пакета на 2017 год отказалось 34 человека.

     Важным условием здоровья граждан пожилого возраста и инвалидов является рациональное питание, которое включает организацию диетического питания, направленное на предупреждение обострений заболеваний и поддержание здоровья проживающих. Согласно медицинским показаниям для подопечных в интернате организовано 4-х разовое питание с 3 видами диетических столов. В целях обеспечения безопасности проживающих путем выполнения санитарных правил и гигиенических нормативов имеется утвержденная программа производственного контроля.

     Согласно плану работы медицинский персонал интерната проводит санитарно просветительную работу, в рамках которой было проведено 6 бесед, на темы: профилактика простудных заболеваний, пропаганда здорового образа жизни, и др. Выпущено 5 санбюллетеней, на темы: о чесотке и педикулезе, профилактика гипертонии, профилактика преждевременного старения и др.

Социальная реабилитация

     Параллельно с медицинской реабилитацией проводится социальная реабилитация, которая включает в себя весь комплекс мер, направленных на создание и обеспечение условий для социализации проживающих, восстановлению их социального статуса, утраченных общественных связей. 

     Эффективность социальной реабилитации оценивается по следующим показателям: приобретение навыков самообслуживания, расширение круга интересов, восстановление коммуникативных способностей, привитие навыков общения, участие в общественной жизни интерната.

     Одним  из способов приобщения граждан пожилого возраста и инвалидов к активной жизни является социально-культурная  работа и деятельность психолога.

     Основные мероприятия:

  • На постоянной основе в интернате организованы и проводятся творческие кружки /творческая мастерская «Умелые руки», музыкальные посиделки/,  не менее 40 человек, из числа проживающих заняты творческой деятельностью.
  • Работает библиотека. Несмотря на недостаток литературы и отсутствие периодической печати, 50% проживающих являются активными читателями, для тех кто по состоянию здоровья не может этого сделать самостоятельно, библиотекарем интерната организован клуб чтения вслух. Стали традиционными еженедельные  коллективные чтения газеты, с последующим обсуждением новостей  и событий, происходящих в регионе и стране. Книжный фонд библиотеки в 2016году пополнился благодаря книгам частных лиц.
  • Проводятся мероприятия к праздникам и памятным датам, организуются концертные программы с участием учащихся музыкальной школы №2 и образовательных школ г.Горно-Алтайска /СКОШ 8 вида , школы-интернат №1 им.Жукова/, а также творческих коллективов, «Алтай», «Беловодье», «Радуга», «Березка», «Вечорица», камерный оркестр из Германии, «Стоп наркотик» и др. За мониторинговый период времени специалистами ДПИ№3 было проведено 57 общеинтернатских мероприятия.
  • Интересно и познавательно прошли: экскурсии на природу: озеро с.Манжерок, на берег р.Катунь
  • Под руководством музыкального работника были подготовлены и прошли праздничные концерты, вечера музыки и музыкальные конкурсы.
  • Творческая группа проживающих интерната в рамках месячника пожилого человека выступила с концертами в ДПИ№4 с.Каракол, ДПИ№2 с.Усть-Кан.
  • Сотрудниками интерната ежемесячно проводились тематические беседы. С нетерпением каждый из проживающих ждет День именинника, когда за праздничным столом поздравляют,  дарят подарки и поют песни, появляется возможность почувствовать себя в семейной обстановке.
  • Спортивно-оздоровительная реабилитация. Достаточно интересно в интернате проводятся соревнования, эстафеты, в которых принимают активное участие проживающие. В рамках декады инвалидов были организованы различные спортивно развлекательные мероприятия. 

Проводимые в учреждении праздники, игровые и  конкурсные программы сближают проживающих, способствуют раскрытию индивидуальных и творческих способностей.

     Психолог учреждения занимается не только коррекционно-развивающими занятиями, но и играет доминирующую, связующую роль между всеми специалистами по всем видам реабилитации. При проведении индивидуального мониторинга инвалидов, выбираются соответствующие методы, средства и пути коррекционного воздействия, снимаются аффективные состояния не медикаментозными методами, что способствует улучшению психологического климата, созданию позитивных установок и душевного равновесия среди проживающих.

     При оказании психологической поддержки были использованы методы: беседа, тренинги общения, музыкальная терапия, занятия направленные на развитие психических процессов /память, внимание, мышление/, занятия по интересам и др. По результатам проведенной психодиагностической работы для каждого проживающего была разработана психокоррекционная программа. При необходимости с отдельными лицами проводилась работа по коррекции эмоционально-волевой сферы /тревожность, фрустрация, стрессовые состояния, трудности общения, агрессия и др.).

     Положительные результаты:

– своевременное урегулирование конфликтных ситуаций среди проживающих;

– успешная адаптация проживающих при поступлении;

– отсутствие попыток суицида.

     Социально-трудовая реабилитация в интернате носит специфический характер. Она не ставит цель – овладение профессиональными навыками, хотя в отдельных случаях это не исключено. Главная задача в социально-трудовой реабилитации инвалидов состоит в организации их трудовой занятости в общественно-полезной деятельности. Несмотря на довольно ограниченные потенциальные возможности,  из них 3 трудоустроены на штатных должностях в учреждении.

     Не менее 15 человек трудятся на приусадебном участке при доме-интернате:

-садово-огородные работы /теплицы, огород/;

– уход за свиньями и курами;

-уборка прилегающей территории.

     В учреждении ведется контроль за социальной адаптацией проживающих, в целях поддержания социального статуса престарелых и инвалидов, ведется работа по восстановлению утраченных и созданию новых социальных связей.

     В учреждении  проживают граждане, лишенные дееспособности (14  человек).

     Для осуществления контрольных функций за расходом денежных средств недееспособных и деятельностью учреждения, защиты прав и интересов проживающих граждан действует Попечительский совет, в состав которого входят представители учреждений и ведомств, органа опеки, общественных организаций /утвержден приказом учреждения от 20 февраля 2016 года № 16/.

     При интернате работает Семейный совет, в состав которого входят наиболее уважаемые, пользующие авторитетом пожилые люди из числа проживающих.

     Члены Совета регулярно проводят заседания, на которых коллегиально решаются проблемные вопросы, возникающие в жизни проживающих: межличностные конфликты среди проживающих, нарушения режима и правил проживания в интернате и т.д.

     Согласно планам реализуются основные мероприятия программ: комплексной реабилитации «Забота», программы безопасности пожилых людей и инвалидов «Школа безопасности» /основными мероприятиями программ охвачено 80% проживающих/. Работа с проживающими ведется в тесном  сотрудничестве и взаимодействии с учреждениями здравоохранения, УПФ РФ, ФСС и др. учреждениями и ведомствами.  На сайте БУРА ДПИ№3, размешена не только новостийная информация, но и вся документация касающееся деятельности учреждения.

     Результаты проведенного анкетирования в рамках ежегодного мониторинга независимой оценки качества работы учреждения показали, что доля удовлетворенных качеством предоставляемых социальных услуг составляет 78% от общего числа проживающих.

 Деятельность детского отделения

     Без внимания не остаются дети инвалиды с серьезным нарушением в интеллектуальном развитии. На обслуживание в детское отделение поступают дети-инвалиды с глубокой умственной отсталостью, с тяжелым поражением центральной нервной системы (ЦНС). В 2016 году наряду с основными мероприятиями отделения, была проведена деятельность, направленная на реализацию плана постановления Правительства РФ от 24 мая 2014г. №481 «О  деятельности организаций для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей».

     На 1 января 2017г. в отделении проживает  12 детей-инвалидов, из них 9 детей  оставшихся без попечения родителей и 2 ребенка сироты, 1 по договору временного пребывания.

     Для проживания детей, в отделении оборудованы: учебный класс, игровая комната, медицинский пост, комната психологической разгрузки /сенсорная комната/, спортивная комната, санузел, кабинет «Лекотека» На улице оборудована детская игровая площадка. Общая площадь отделения составляет  618,3 кв. м, жилая площадь на одного ребенка составляет  6 кв.м.

Образовательный и воспитательный процесс

     С нового  учебного 2016-2017 года – 9 обучающихся переведены с индивидуального надомного обучения  в специально сформированные два класса: СД1, СД2 (сложная структура дефекта). Обучение данных детей проходит на базе дома-интерната,  при этом образовательный процесс осуществляется учителями КОУ Республики Алтай «Коррекционная школа-интернат». Данная форма является подготовительным этапом для  перевода  воспитанников отделения в образовательный процесс на базе КОУ Республики Алтай «Коррекционная школа-интернат».

     Программа обучения составлена с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии /ПМПК/.  Заключение комиссии /ПМПК/ имеется у каждого ребенка.

     Один ученик, в сопровождении воспитателей, посещает коррекционную школу-интернат, программа обучения  8 вида.

     Два ребенка дошкольного возраста ежедневно участвуют в обще развивающих, коррекционных, психолого-логопедических, воспитательных занятиях, параллельно так же ведется работа по дальнейшему устройству данных детей в дошкольные учреждения г.Горно-Алтайска.

     Один ребенок является выпускником КОУ РА «Коррекционная школа-интернат», который в настоящее время посещает кружок творческой самодеятельности, занятия логопеда и психолога на базе дома-интерната.

         Таким образом, все дети охвачены образовательным процессом.

     Основной целью воспитательной работы с детьми-инвалидами/воспитанниками отделения является коррекция психофизических нарушений, подготовка детей-инвалидов к включению и интеграции их в общество.

     При работе с данной категорией детей воспитателями отделения в основном  используются игровые технологии, которые направлены на формирование представления ребенка о многообразии этого мира, развитие их познавательного интереса. В результате дети включились в игровой процесс, стали самостоятельно модулировать игровые ситуации, придумывать сценарий игры, вводить свои правила. Для многих наших детей игры стали единственной возможностью выразить свои желания, прожить ситуации успеха, поэтому наблюдается положительная динамика у большинства детей: дети стали более эмоциональными, улучшилась речь, стали лучше взаимодействовать с окружающими людьми, приобрели навыки коллективного общения

     Воспитателями отделения разработаны и широко применяются программы по развития творческих и познавательных способностей детей:

  • «Мукосолька» – работа с соленым тестом, с использованием различных материалов.
  • Программа «Мир вокруг» – позволяет детям увидеть мир во всем его разнообразий.
  • Программа «До-ми-солька»

     Кроме того психологом разработана программа «Мостик» деятельность которой направлена на содействие интеграции ребенка в общество  и его развитие. Практической стороной данной программы являются выездные мероприятия, посещения социальных объектов, экскурсии в музей, театр, кафе, коно-спортивную школу /для занятий иппотерапией/, парк развлечений и отдыха, аттракционов, что позволяет детям включаться в общество и проживать различные ситуации. Летом дети посещали парк, где психологом были  организованны коммуникативные  и подвижные игры, треннинговые занятия.

     В ходе работы используются методы арт-терапии, песочной терапии, игротерапии, сказкотерапии, что позволяет детям в ходе игры решать внутренние проблемы, избавляться от страхов, справляться с комплексами, приобретать новые навыки, формировать своё представление об мире в целом и своем месте в нем.

     В социально-трудовой адаптации особую роль выполняет учебно-воспитательный процесс. Обучение осуществляется как по группам, так и индивидуально, в основу дифференциации которых положены такие критерии, как возраст и степень интеллектуальной недостаточности.

     Большое значение в развитие детей отводятся игровому пространству Лекотеки, где занятия с детьми организуются индивидуально, но работа с каждым ребенком строится командная. Каждый ребенок занимается  с логопедом или дефектологом, психологом и воспитателем (творческая работа). И раз в неделю групповое занятие для всех детей.

     С 2016 года на базе отделения начала работу Служба семейного устройства и социализации детей – сирот, оставшихся без попечения родителей.

     Деятельность Службы ведется по нескольким направлениям:

  1. Работа с детьми, которые находились в интернате и были переданы в семьи или в другие заведения. На основании  договора о постинтернатном сопровождение родители, взявшие на воспитание ребенка из интерната могут воспользоваться услугами специалистов  Лекотеки
  2. Консультирование родителей, воспитывающих ребенка инвалида и испытывающие проблемы психологического и педагогического характера по вопросам развития данного ребенка.
  3. Работа Школы приемных родителей. Занятия проводятся по мере набора групп.
  4. С целью восстановления проживания детей в родных семьях ведется работа по организации поддержки связи детей с кровными родственниками (если это не угрожает интересам ребенка):   совместная работа с органами опеки по выяснению социальной ситуации в семьях; дети имеют возможность позвонить родственникам, написать им письмо. Мы в свою очередь информируем родственников об успехах детей, их достижениях, высылаем фотографии.
  5. Информационная работа по социально-правовым вопросам с родителями/ родственниками воспитанников отделения, а также кандидатами в опекуны и родители. Оказывается помощь при подготовке ходатайств, заявлений и других документов, по просьбе родственников или кандидатов для представления в соответствующие органы и учреждения.

     В результате:

– 2 ребенка возвращены в кровные семьи;

– 1 ребенок передан в приемную семью, на сегодняшний день – усыновлен.   Доля возвращенных в семью и усыновленных воспитанников от численности детей-сирот составила   21 %.

Работа с родителями, межведомственное взамодействие:  

За отчетный период проводилась работа с родителями, по вопросам:

– возвращение  детей – инвалидов в кровную семью / в результате 2 ребенка возвращены в семьи/;

– участие, помощь родителей при проведении мероприятий.

– некоторые родственники посещают детей, и с каждым психолог встречается, проводит беседы, рассказывает об успехах ребенка, его достижениях. О том, чего удалось добиться. Такие беседы необходимы всем родственникам, потому что в глубине души, существуют моменты сомнений, вины и страха.

– оказывается помощь людям, желающим взять ребенка себе, с ними проводятся беседы, встречи, рассказывается о ребенке.

 

     Наши спонсоры: МФЦ, Служба Судебных приставов Республики Алтай, индивидуальные предприниматели / в 2016г привлечено 30 тыс. рублей/. На спонсорские средства для   детского отделения были закуплены: развивающие игрушки, спортивное снаряжение, новогодние костюмы для детей, книги, оформлена «Лекотека».

     Добровольчество: На постоянной основе ведется взаимодействие волонтеров проекта «Адрес детства», которые не только частые гости, но и активные организаторы многих мероприятий для воспитанников отделения. Организовали выезд детей на площадь 1 июня, поздравляют их с праздниками, организовывают совместные прогулки, благодаря им, наши дети увидели самолеты в аэропорту, смогли побывать не только на спектакле но и за кулисами театра.

     Вот уже на протяжении нескольких лет ученики Акташской средней школы дарят нашим детям мягкие игрушки и книги, а к Новому году даже сладкие подарки. Силами студентов политехнического колледжа, стены детских спален разрисованы сказочными персонажами и героями мультфильмов.  Они помогают канцелярскими товарами, книгами.

     В рамках мониторингового периода на постоянной основе проводится работа:

–  по обеспечению детей  памперсами, проведена перерегистрация в ФСС; 

– органами Опеки и попечительства г.Горно-Алтайска  в районах РА;

– Сбербанк. Ежеквартальная  отметка о поступлении пенсии на сберкнижки воспитанников отделения.

     Несмотря на тяжелые формы инвалидности для детей организованы условия, позволяющие максимально развить навыки самообслуживания, осуществить согласно медицинским рекомендациям, комплекс реабилитационных мероприятий по восстановлению личностного и социального статуса детей проживающих в учреждении. Приобщить детей к общению, создать условия для  интеллектуального развития, оказать помощь в налаживании дружеских взаимоотношений.

     В процессе комплекса социальной реабилитации  у детей появляется положительная динамика:

  • в эмоционально – волевом развитий – 80 %;
  • появляется познавательный интерес – 75 %;
  • приобщение к труду и заботе о себе – 57%;
  • дети получают опыт социального взаимодействия – 100%.

     Вывод: В ходе деятельности сотрудников отделения, в целом наблюдается положительная динамика развития детей. Мы смогли улучшить их жизнь, что отразилось на состоянии детей.  Главное направление работы на следующий год – это формирование правильного представление о себе у детей, социализация детей, развитие коммуникативных навыков и приобщение к труду и самостоятельности.

Работа с кадрами

     Штатное расписание и тарификационный список работников учреждения утверждается ежегодно.

     Приказов по личному составу (прием, увольнение, перевод), сроком хранения 75 лет – 329, приказов по личному составу (о предоставлении отпусков, взысканий), сроком хранения 5 лет – 270.

     В течение года  проводится работа по повышению квалификации специалистов учреждения. В   2016 г. курсы повышения квалификации прошли 9 человек/ средний медицинский персонал, инженер по охране труда, воспитатели/. Воспитатели детского отделения посетили с целью обмена опытом, Центр Бороздина г.Новосибирск.

     За весь период 2016 года принято работников   56 человек. Уволено 58 человек /44 по собственному желанию, 13 по истечению срока трудового договора/.  Текучесть кадров в основном  у обслуживающего  персонала /младший медицинский персонал/. Это  связано  с низкой заработной платой  и  тяжелыми  условия труда санитарок-палатных.

 Деятельность по улучшению условий проживания

     Для комфортного проживания в учреждении проводиться  планомерная  работа.

     В 2016 году в БУРА ДПИ была проведена работа:

  • Отделение геронтологии: ремонт с заменой сантехнического оборудования туалетной комнаты
  • Отделение милосердия: ремонт с заменой сантехнического оборудования туалетной комнаты
  • Пищеблок: ремонт фасада
  • Обшивка и ремонт балконов с установкой козырьков
  • Замена светильников на светодиодные, в комнатах проживания
  • Установка видеонаблюдения
  • Ремонт забора, перенос пожарных ворот
  • Закуплено оборудование и мебель.