Моя задача – музыкой и песнями скрасить одиночество и вовлечь больше проживающих в самодеятельное творчество

Н.И. Киселева
Музыкальный работник БУРА РДПИ№3

          Во вторник 21 февраля на сцене БУРА ДПИ №3 состоялся праздничный концерт, посвящённый Дню защитника Отечества, подготовленный участниками художественной самодеятельности из числа проживающих и  ребят детского отделения.

          В программе концерта прозвучали стихи и песни в исполнении детей и вокальной группы «Рябинушка», которая на протяжении трёх лет является активной участницей всех творческих  мероприятий, проводимых не только в  ДПИ №3 , но и городских и республиканских мероприятиях.

         

Подробнее »

          Работая  с взрослыми на протяжении трёх лет, мне  приходилось  находить  новые формы и методы  работы  с ними,  раскрывая их творческие способности, учитывая их психические и физиологические особенности. Так в репертуаре вокальной группы «Рябинушка» появились «Деревенские посиделки», «Посиделки у колодца», литературно-музыкальная композиция «Песня в бронзе  и граните».

          Выезжали с выступлениями в сёла:  Кызыл-Озёк, с программой «Деревенские посиделки, Каракол – «Посиделки у колодца», Бичикту-Боом на республиканский смотр художественной самодеятельности, где заняли первое место за программу «Деревенские посиделки», в 2014 году первое место присудили вокальной  группе за  исполнение двух песен  собственного сочинения на городском смотре-конкурсе, посвящённом декаде инвалидов.   

          С детьми работать было  сложнее. Но пригодился опыт работы воспитателем в детском садике. Начала с простых  певческих упражнений, детских песен, легко запоминающихся, с  простым ритмическим рисунком, с простыми движениями «Маленький клоун», «Ручками мы хлопнем», «Выходи скорей дружок», «Мы весёлые матрёшки» и др., и постепенно перешла  к более сложным, соответствующим их возрасту содержанию, объёму, ритмическому рисунку.

            Хотелось оживить коллектив,   привлечь  больше проживающих в творческую деятельность, поэтому с первых дней моей деятельности был создан детский шумовой оркестр, а затем и взрослый. Игра на музыкальных, шумовых инструментах предполагает не только  наличие элементов творчества в исполнении простых музыкальных  пьес, где  исполнители  сами могут услышать  ритмический рисунок и воспроизвести  его, но и выразить свои чувства, эмоции, особенно те, у кого  проблемы с речью. Этот вид  творческой деятельности развивает у детей  и  корректирует у взрослых   чувства ритма, музыкальный слух  и память, внимание, умение слушать друг друга. Учитывая то, что у детей  с тяжёлой умственной отсталостью  неустойчивое внимание, в репертуар были  включены простые русские народные песни:  «Во саду ли в огороде», «А я по лугу», «Во поле берёза стояла», «Ах вы сени, мои сени» и другие.

          При подготовке мероприятий  я  обратила внимание, что дети  и взрослые  с увлечением инсценируют короткие сказки или отрывки из них.  На втором году своей деятельности с детьми,  (тогда были ежедневные занятия), стала использовать в игровой форме эмоциональные упражнения: «Чёрной ночью…» (напугать, изобразить испуг), «Ди-ли, ди-ли, ди-ли  бом» (изобразить страх, испуг), «Жил в лесу колючий ёжик» (изобразить радость), «Трезор и  другие. Так  в работе с детьми появилось упражнение «Театр – экспромт»,  где действие происходит в одном месте, распределяются роли, исполнители приглашаются на импровизированную сцену и в игровой форме  инсценируют. Иногда роль ведущего иными словами суфлёра исполнял  один из участников  импровизации.

          Начала с певческих упражнений с действиями, с движениями «Вышла курочка гулять», «Ехал Ваня на коне», упражнения на звукоподражания «Вышли гуси на луга, закричали га-га-га», «Маленький котёнок, который забыл как, надо просить есть» и постепенно перешла на  русские народные сказки, которые дети знают наизусть: «Курочка ряба»,  «Репка», «Колобок», «Теремок».

          На первых порах нужно было выбрать небольшое и лёгкое в исполнении     произведение, учитывая то, что в группе  были не говорящие и плохо говорящие дети, и назначить  срок показа. Учитывая особенности детей, приступила к работе  по произведению С.Маршака «Сказка о глупом мышонке».  Процесс был длительным.

          При заучивании сказки использовала звукозапись, чтение сказки вслух с показом отдельных картинок, работа по картинкам вопрос-ответ, пересказ. Воспитатели  помогли изготовить реквизит и инсценировка сказки состоялась. Затем была инсценировка сказки «Каша из топора».

          С  репертуаром для взрослых было гораздо сложнее. Учитывая их возрастные и психологические особенности нужно было подобрать небольшую пьесу легко запоминающуюся, с незамысловатым сюжетом,  лёгкую  в исполнении, перекликающуюся с современной действительностью нашего времени и одновременно занималась поиском материала к сценарию «Посиделки у колодца».  Пришлось обойти библиотеки города и  посетить библиотеку своего села, чтобы найти подходящую пьесу.  Нашла  такую пьесу, в которой встречаются сказочные герои, такие как Баба Яга, Кикимора – главные действующие лица пьесы,  и  действующие лица нашего времени: «депутат», «иностранец» и «врач», «Кукушка», которая быстро пристроилась к современной жизни, без труда зарабатывая доллары, надо полагать, не  на  бедную и беззаботную жизнь.

Распределили роли и начались репетиции.

          Благодаря воспитателям детского отделения были изготовлены декорации, домик сделали сотрудники административно-хозяйственного  отдела интената, остальные декорации и костюмы были изготовлены самодеятельными «актёрами».

          Постановка прошла  не плохо. И пусть кое-кто недотягивал в воплощении образа, пусть не блистали совершенством костюмы и декорации, зато каждый участник этого представления смог убедиться в  своём собственном творческом потенциале.

И зрителям доставили удовольствие и сами получили удовлетворение от творчества.      

          Незабываемую радость и  положительные  эмоции проживающим доставляют поздравления с Днём рождения, с Новым годом, с Рождеством, которые  стали традиционными в ДПИ №3,  благодаря  творчеству и таланту сотрудниц,  организатору по культурно-просветительной работе, библиотекарю Бадаевой  Маргарите   Михайловне  и психологу взрослого отделения Поповой  Анастасии Васильевне.  Со словами поздравления, с частушками и  песнями  заходим в каждую комнату, где  встречают нас с улыбкой, с радостью, а иногда и со слезами на глазах, а сквозь улыбку и слёзы  просматривается такая грусть и  печаль  полного одиночества и  разочарования, поэтому сотрудники  стараются  больше  уделить внимания каждому проживающему, а моя задача – музыкой и песнями скрасить одиночество и вовлечь  больше проживающих в самодеятельное творчество.

Запись опубликована в рубрике Новости учреждения. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
Подписаться
Уведомить о

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments