Н.И. Киселева
Музыкальный работник БУРА РДПИ№3
Во вторник 21 февраля на сцене БУРА ДПИ №3 состоялся праздничный концерт, посвящённый Дню защитника Отечества, подготовленный участниками художественной самодеятельности из числа проживающих и ребят детского отделения.
В программе концерта прозвучали стихи и песни в исполнении детей и вокальной группы «Рябинушка», которая на протяжении трёх лет является активной участницей всех творческих мероприятий, проводимых не только в ДПИ №3 , но и городских и республиканских мероприятиях.
Работая с взрослыми на протяжении трёх лет, мне приходилось находить новые формы и методы работы с ними, раскрывая их творческие способности, учитывая их психические и физиологические особенности. Так в репертуаре вокальной группы «Рябинушка» появились «Деревенские посиделки», «Посиделки у колодца», литературно-музыкальная композиция «Песня в бронзе и граните».
Выезжали с выступлениями в сёла: Кызыл-Озёк, с программой «Деревенские посиделки, Каракол – «Посиделки у колодца», Бичикту-Боом на республиканский смотр художественной самодеятельности, где заняли первое место за программу «Деревенские посиделки», в 2014 году первое место присудили вокальной группе за исполнение двух песен собственного сочинения на городском смотре-конкурсе, посвящённом декаде инвалидов.
С детьми работать было сложнее. Но пригодился опыт работы воспитателем в детском садике. Начала с простых певческих упражнений, детских песен, легко запоминающихся, с простым ритмическим рисунком, с простыми движениями «Маленький клоун», «Ручками мы хлопнем», «Выходи скорей дружок», «Мы весёлые матрёшки» и др., и постепенно перешла к более сложным, соответствующим их возрасту содержанию, объёму, ритмическому рисунку.
Хотелось оживить коллектив, привлечь больше проживающих в творческую деятельность, поэтому с первых дней моей деятельности был создан детский шумовой оркестр, а затем и взрослый. Игра на музыкальных, шумовых инструментах предполагает не только наличие элементов творчества в исполнении простых музыкальных пьес, где исполнители сами могут услышать ритмический рисунок и воспроизвести его, но и выразить свои чувства, эмоции, особенно те, у кого проблемы с речью. Этот вид творческой деятельности развивает у детей и корректирует у взрослых чувства ритма, музыкальный слух и память, внимание, умение слушать друг друга. Учитывая то, что у детей с тяжёлой умственной отсталостью неустойчивое внимание, в репертуар были включены простые русские народные песни: «Во саду ли в огороде», «А я по лугу», «Во поле берёза стояла», «Ах вы сени, мои сени» и другие.
При подготовке мероприятий я обратила внимание, что дети и взрослые с увлечением инсценируют короткие сказки или отрывки из них. На втором году своей деятельности с детьми, (тогда были ежедневные занятия), стала использовать в игровой форме эмоциональные упражнения: «Чёрной ночью…» (напугать, изобразить испуг), «Ди-ли, ди-ли, ди-ли бом» (изобразить страх, испуг), «Жил в лесу колючий ёжик» (изобразить радость), «Трезор и другие. Так в работе с детьми появилось упражнение «Театр – экспромт», где действие происходит в одном месте, распределяются роли, исполнители приглашаются на импровизированную сцену и в игровой форме инсценируют. Иногда роль ведущего иными словами суфлёра исполнял один из участников импровизации.
Начала с певческих упражнений с действиями, с движениями «Вышла курочка гулять», «Ехал Ваня на коне», упражнения на звукоподражания «Вышли гуси на луга, закричали га-га-га», «Маленький котёнок, который забыл как, надо просить есть» и постепенно перешла на русские народные сказки, которые дети знают наизусть: «Курочка ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок».
На первых порах нужно было выбрать небольшое и лёгкое в исполнении произведение, учитывая то, что в группе были не говорящие и плохо говорящие дети, и назначить срок показа. Учитывая особенности детей, приступила к работе по произведению С.Маршака «Сказка о глупом мышонке». Процесс был длительным.
При заучивании сказки использовала звукозапись, чтение сказки вслух с показом отдельных картинок, работа по картинкам вопрос-ответ, пересказ. Воспитатели помогли изготовить реквизит и инсценировка сказки состоялась. Затем была инсценировка сказки «Каша из топора».
С репертуаром для взрослых было гораздо сложнее. Учитывая их возрастные и психологические особенности нужно было подобрать небольшую пьесу легко запоминающуюся, с незамысловатым сюжетом, лёгкую в исполнении, перекликающуюся с современной действительностью нашего времени и одновременно занималась поиском материала к сценарию «Посиделки у колодца». Пришлось обойти библиотеки города и посетить библиотеку своего села, чтобы найти подходящую пьесу. Нашла такую пьесу, в которой встречаются сказочные герои, такие как Баба Яга, Кикимора – главные действующие лица пьесы, и действующие лица нашего времени: «депутат», «иностранец» и «врач», «Кукушка», которая быстро пристроилась к современной жизни, без труда зарабатывая доллары, надо полагать, не на бедную и беззаботную жизнь.
Распределили роли и начались репетиции.
Благодаря воспитателям детского отделения были изготовлены декорации, домик сделали сотрудники административно-хозяйственного отдела интената, остальные декорации и костюмы были изготовлены самодеятельными «актёрами».
Постановка прошла не плохо. И пусть кое-кто недотягивал в воплощении образа, пусть не блистали совершенством костюмы и декорации, зато каждый участник этого представления смог убедиться в своём собственном творческом потенциале.
И зрителям доставили удовольствие и сами получили удовлетворение от творчества.
Незабываемую радость и положительные эмоции проживающим доставляют поздравления с Днём рождения, с Новым годом, с Рождеством, которые стали традиционными в ДПИ №3, благодаря творчеству и таланту сотрудниц, организатору по культурно-просветительной работе, библиотекарю Бадаевой Маргарите Михайловне и психологу взрослого отделения Поповой Анастасии Васильевне. Со словами поздравления, с частушками и песнями заходим в каждую комнату, где встречают нас с улыбкой, с радостью, а иногда и со слезами на глазах, а сквозь улыбку и слёзы просматривается такая грусть и печаль полного одиночества и разочарования, поэтому сотрудники стараются больше уделить внимания каждому проживающему, а моя задача – музыкой и песнями скрасить одиночество и вовлечь больше проживающих в самодеятельное творчество.